ninasmi: (Свеча и маска)
Нина ([personal profile] ninasmi) wrote2010-01-03 07:31 pm
Entry tags:

Одиночество

XIX — начало XX века. Кто-то стучит или звонит в дверь. Открывает горничная. Сообщает пришедшему, что барин (барыня) не желает никого видеть. Посетитель прощается и уходит.

XX — начало XXI века. Кто-то стучит или звонит в дверь. Открывает, допустим, хозяйка. Посетитель пришел к ее дочери. Если мама скажет, что ее дочь не хочет никого видеть, несостоявшийся гость смертельно обидится. Причем, скорее всего, не уйдет сразу, а станет допытываться, в чем причина такого странного поведения. Поэтому приходится лгать (например, говорить, что дочери нет дома, или она заболела, или принимает ванну, или спит). Но и в этом случае посетитель не уйдет. Он подвергнет бедную женщину допросу с пристрастием: куда ушла ее дочь? чем болеет, когда выздоровеет, может ли говорить по телефону? почему так рано легла спать? почему не взяла трубку, когда он звонил? И так далее до бесконечности.

Вопрос: почему раньше понимали, что человеку необходимо одиночество, а сейчас не просто не понимают, но и считают это ненормальным?

Я уже устала лгать, придумывать причины, из-за которых не подхожу к телефону или не могу принять гостей. Я люблю одиночество и нуждаюсь в нем больше, чем в общении. Но этого не понимают даже мои друзья, считают эту потребность каким-то дефектом.

В моем одиночестве нет грусти. В нем тишина, хорошие книги, раздумья, разговор с собой (и попытки общения с Богом) и, конечно, творчество. Там очищение и осмысленность.

Только как объяснить это тем, кто такого никогда не испытывал?

[identity profile] seminarist.livejournal.com 2010-01-03 03:26 pm (UTC)(link)
Не объясните Вы это им. Не поймут.

Хотя в то время, когда можно было "не принимать", был еще такой утомительный обычай - считаться визитами. То есть если А приходил к В, В теперь хоть тресни, да навести А, иначе А будет считать В свиньёй, которой не место в приличном обществе. Поэтому немалая часть дня, особенно у дам, проходила в визитах: сами ездили по гостям либо гостей принимали. И бестолковые же это были визиты: приезжали друг к другу полузнакомые, в сущности, люди, говорить приходилось о какой-нибудь ерунде, все угощение состояло из чаю с печеньем, по времени визит был ограничен 15-20 минутами, и надо было делать вид, что получаешь от этого живейшее удовольствие.